Корабельная шлюпка: классификация и назначение
Корабельная шлюпка - это стационарное беспалубное плавсредство крупного судового транспорта, имеющее различные предназначения, в том числе эвакуационное. Спасательные корабельные шлюпки обычно размещаются на обоих бортах судна. Подъем и спуск таких средств может производиться при помощи свободного падения и шлюпбалки (механическим путем). Современные корабельные шлюпки обладают высокими показателями маневренности, гарантируют устойчивость, способны к самовыравниванию в неблагоприятных погодных условиях и бурной воде. Наиболее крупногабаритной корабельной шлюпкой считается баркас.
В случае аварийной ситуации, пассажирский состав или профессиональный экипаж корабля может покинуть судно, используя корабельную шлюпку. Эвакуацию возможно осуществить, переместившись внутрь шлюпки, расположенной стационарно на борту, осуществляя управление средством с помощью спускового устройства внутри него. Подъем корабельной шлюпки всегда осуществляется с помощью специальной лебедки, автоматически отключающейся ограничителем хода.
Стандартная корабельная шлюпка состоит из следующих элементов:
- Киль;
- Шпангоуты;
- Единый транцевый брус;
- Привальные брусья;
- Форштевень;
- Ахтерштевень.
Конструктивно корабельная шлюпка включает в себя набор, обшивку, деревянные и металлические элементы. Как правило, для построения корабельных шлюпок предусмотрен жесткий корпус. Внутри плавсредства хранится весельное оборудование в количестве, соответствующем общей вместимости судна, парусное вооружение и некоторые необходимые элементы снабжения.
С помощью корабельных шлюпок осуществляется обширный спектр важных технических задач:
- Сообщение с портом, акваторией, береговой линией и другими суднами;
- Оказание помощи при аварийных ситуациях, в том числе экипажу, пассажирскому составу и посторонним суднам;
- Эвакуационные мероприятия;
- Ремонтные работы и очищение борта;
- Ввоз на судно вспомогательных и становых якорей, а также швартовов;
- Спасение экипажа и состава судна в случае бедствия;
- Доставка групп разведки;
- Осуществление водолазных и промерных работ на воде;
- Транспортировка товарных грузов;
- Перевозка десанта.
Классификация корабельных шлюпок:
- По типу транспортировки: гребные, гребно-парусные и моторные;
- По конструкционным характеристикам: пластмассовые (мягкий корпус), металлические, деревянные, композитные и пластмассовые. Композитные шлюпки характеризуются корпусом и обшивкой из разных материалов;
- По кормовым характеристикам: транцевые (обладающие тупоугольной срезанной кормой) и вельботного типа (образование кормы под острым углом);
- По двигательным характеристикам: винтовые, парусные и весельные.