Санкт-Петербург (812) 441-29-99
Москва (495) 974-31-79
kronshtadt@kron.spb.ru

Водометные движители HamiltonJet для российских судов

10.04.2008 07:30:00

Водометные движители HamiltonJet для российских судов

Порой водометный движитель у нас представляют дорогой игрушкой владельцев фешенебельных яхт, или увлечением отдельных энтузиастов. Тем не менее, и небольшие катера, и корабли береговой охраны, и, тем более, прогулочные суда, будучи оснащёнными водометными движителями, приобретают характеристики, недостижимые для традиционных гребных винтов.

За рубежом уже достаточно давно оснащают водометными движителями (водомет) различные типы судов. Благодаря своей уникальной манёвренности и скоростным характеристикам, водометы становятся с каждым годом всё популярнее, и в последнее время в России интерес к ним возрождается. А с приходом на отечественный рынок водометов новозеландской компании HamiltonJet у российских разработчиков водометных движителей появился достойный конкурент.

Любопытно, что идея создания водометного движителя появилась значительно раньше, чем был изобретен сам гребной винт. Еще в 1784 г. Джемс Рамсей продемонстрировал на реке Потомак в США первый пароход с водометным движителем. В 1867 г. английский военно-морской флот проводил опыты с центробежными насосами в качестве движителя для канонерской лодки "Уотервич" длиной 50 м. Паровая машина мощностью 760 л.с. при частоте вращения 40 об/мин приводила в действие центробежный насос. Ротор насоса имел диаметр около 4,25 м. Канонерская лодка с водометным движителем развивала скорость около 9 узлов.

Последнее звено в длинной цепи исследований замкнулось в Новой Зеландии, где изобретатель Уильям Гамильтон попытался приспособить небольшой катер для плавания по каменистой мелководной горной речке. С обычным гребным винтом это было невозможно, так как части, выступающие под днищем, получали повреждения из-за ударов о камни. Вначале Гамильтон установил внутри катера обычный центробежный насос, в результате чего водяная струя выходила в корме под катером. Выходное отверстие было выполнено поворотным, т.е. управляемым, поскольку под днищем катера нельзя было установить даже маленького пера руля. В 1953 г. Гамильтон решил подводное выпускное отверстие вывести на транец над водой, обеспечив выброс водяной струи в воздух. И это небольшое изменение оказалось весьма эффективным: если экспериментальный катер раньше развивал скорость около 10 узлов, то при выбросе струи в воздух была достигнута скорость уже 14,5 узлов. Новинка оказалось популярной, и фирма Гамильтона - HamiltonJet – начала массовый выпуск водометных движителей - водометов, и к настоящему времени является ведущим разработчиком и изготовителем такого рода движителей.

Принцип действия водометного движителя (водомета) основан на увеличении водного потока в сопле. Изменение водного потока создает реактивную тягу, обеспечивающую движение судна. Управление движением судна осуществляется путем изменения скорости и направления выбрасываемой струи воды. Для определения силы водяной струи используется термин "упор". Величина упора зависит от скорости вращения двигателя, приводящего в движение водомет. Направление потока воды может изменяться при помощи управляющей сопловой насадки, что позволяет управлять судном. Реверсивная заслонка позволяет поворачивать поток вперед или под наклоном вниз. Это позволяет судну тормозить или двигаться задним ходом.

Как уже отмечалось выше, водомет работает по принципу насоса: вода засасывается с одного конца и с высокой скоростью выбрасывается с другого. Разница в скоростях на входе и на выходе образует поток с определенным упором. Вода на входе проходит через водозабор, который располагается на днище судна и оснащен защитной решеткой. На малом ходу вода засасывается импеллером, а на больших скоростях вода нагнетается набегающим потоком за счет скорости судна. Давление увеличивается в водозаборе и при прохождении воды через импеллер. Перед тем как придать потоку ускорение и выбросить его из водомета, закрученный поток проходит через спрямляющую камеру.

Поскольку движущиеся части водомета находятся внутри корпуса судна, они надежно защищены от повреждений при встрече с подводными препятствиями, что и определяет основное преимущество этого вида движителей. Моторные суда с водометами могут проходить по мелководью с глубинами, почти равными осадке корпуса, преодолевать засоренные и заросшие участки водоемов и даже отдельные препятствия, выступающие из воды.

В водомете довольно велики потери на трение, поскольку вода течет внутри трубы, однако этот недостаток компенсируется повышенной эффективностью крыльчатки насоса — рабочего колеса, импеллера водомета. В итоге по своим пропульсивным характеристикам современный водомет практически не уступает гребному винту, а на самых высоких скоростях нередко и превосходит его.

Водометы надёжны и неприхотливы в использовании. Тяговые характеристики, особенно на малых скоростях, у водомета выше, чем у аналогичного по мощности двигателя с винтом, при сопоставимом КПД.

Существуют модификации водометов, разработанных для боевых десантных кораблей - благодаря водометному движителю корабль может на ходу "выскочить" на берег, а затем и самостоятельно сняться с него за счет обратной струи, которая гонит воду под корпус. Это преимущество можно использовать и на прогулочных судах, специально спроектированных для "высадки" на необорудованный берег.

Безопасность — еще одна положительная черта водомета. Крыльчатка находится внутри корпуса судна и не представляет опасности для людей, находящихся рядом в воде. Это — главная причина, по которой водометы применяются на гидроциклах и на буксировщиках воднолыжников. Обычная практика спасания людей на воде состоит в том, чтобы спасательное судно было как можно ближе к плавающим в воде людям, а водометный движитель безопасен на любом расстоянии от плавающего человека. Кроме того, двигатель можно не глушить и судно все время остается управляемым и не требует перезапуска на высоких оборотах.

По маневренности водометным движителям также нет равных: суда с водометами показывают прекрасную управляемость на любых скоростях, на малых радиусах поворота, обладая способностью мгновенно останавливаться. Многие суда, оснащённые водометами, могут остановиться на длине своего корпуса, даже двигаясь со значительной скоростью.

Водометы меньше подвержены поломкам от плавающего мусора, чем обычные винты. Еще одно преимущество водомета — удивительная мягкость работы трансмиссии и почти полное отсутствие вибрации, что немаловажно, например, для прогулочных яхт.

Сегодня на рынке представлены водометы как для небольших лодок и гидроциклов, так и для больших судов. Признанным лидером и законодателем мод в этой области остается новозеландская компания HamiltonJet. К настоящему времени водометные движители HamiltonJet установлены на более чем 20 тыс. кораблей, бороздящих реки и моря по всему миру. Разнообразие конструкций водометных движителей HamiltonJet охватывает изделия мощностью от 350 до 3750 л.с., которые успешно установлены на скоростных патрульных катерах, прогулочных теплоходах и яхтах, длина которых варьируется от 6 до 60 м.

Особенностью конструкции водометов HamiltonJet является моноблочность устройства управления реактивной струей воды. Все функции такого водометного движителя объединены в одном корпусе. В моделях, имеющих гидравлическое управление, гидроусилители выполнены как неотъемлемая часть водомета.

Всасывающая крыльчатка работает внутри стального защитного кольца, которое позволяет проводить обслуживание мотора без его глубокой разборки. Струя воды, выбрасываемая водометом, проходит через систему направляющих, не имеющую вращающихся деталей, что сводит к минимуму шум движущегося потока воды. Компания HamiltonJet ввела в конструкцию защитную пластину для всасывания воды, которая уменьшает процесс кавитации.

Конструкция управляющего устройства (отражателя) создана таким образом, чтобы эффективно работать на любых скоростях движения и на любых глубинах воды. Пластина, разделяющая струю воды, соединена с отражателем так, чтобы реактивная струя воды была направлена вниз, не создавая волну за кормой. При реверсировании хода не появляется зависимости между движением реактивной струи к точке всасывания воды и эффективностью всасывания. Такое продуманное соединение управляющих векторов струи воды позволяет добиться непревзойденной маневренности. Если отражатель заднего хода поднять, то можно развить очень большую скорость. Если отражатель полностью опустить, то судно будет двигаться задним ходом. В обоих случаях - маневренность судна не зависит от положения отражателя. Оригинальная конструкция отражателя и системы управления струей воды позволяют двигаться в заданном направлении и управлять поворотом судна независимо. Плюс ко всему, HamiltonJet оснащает свои водометы прогрессивными системами защиты от коррозии в морской воде.

Водометы HamiltonJet имеют все необходимые сертификаты, что позволяет применять их в более чем 50 странах мира. В России эксклюзивным дистрибьютором водометных движителей HamiltonJet является петербургская Инжиниринговая компания «Кронштадт».

Пресс-центр ООО «Инжиниринговая компания «Кронштадт»


Новости компании

Инжиниринговая компания "Кронштадт"
(812) 441-29-99
kronshtadt@kron.spb.ru
www.kron.spb.ru

Kron-CIS Gmbh
49 4030 398-834
kronstadt@gmx.net
www.kroncis.com

KRON ENERGY LLC
713 425 4930
info@kronenergy.com
www.kronenergy.com

KRON WELL Ltd
+86 21 32517131
office@kron-well.com
www.kron-well.com

Закрыть

Оформить заказ

Уважаемые коллеги! Вы можете задать свой вопрос или оставить онлайн-заявку на интересующее Вас оборудование. Наши менеджеры свяжутся с Вами в кратчайшие сроки в удобное для Вас время для уточнения параметров заявки и ответят на все Ваши вопросы.

Все данные в онлайн-заявке являются конфиденциальными и распространению не подлежат.