Форма обратной связи

Тема сообщения
Вы можете прикрепить несколько файлов общим объемом до 25 Мб
 

Компания «Кронштадт»
  |     |  

Санкт-Петербург
+7 (812) 441-29-99
Москва
+7 (495) 974-31-79
Санкт-Петербург: +7 (812) 441-29-99

Системы очистки балластных вод

3 года до приказа: чистить или не чистить балласт

Сегодня снова об экологии. Все больше нововведений в сфере судоходства и судостроения появляется в связи с новыми требованиями, диктуемыми экологией. В мире строят суда на альтернативной энергии, разрабатываются новые виды оборудования, осваиваются новые технологии утилизации, не только благодаря развитию технологий и экономической эффективности использования таких судов, но и для соответствия ожесточающимся требованиям к морскому транспорту.

«Зеленый» транспорт — это глобальная перспективная идея. Понятно, что в идеале, все эти меры должны привести к улучшению экологической обстановки на Земле, или как минимум ее не ухудшить. Однако, с путями реализации возникает множество проблем и спорных вопросов.

Совсем немного времени остаётся до полного запрета эксплуатации судов без наличия на них систем управления балластными водами. Международная морская организация, проявляя лояльность, дала достаточно времени для оснащения всех судов оборудованием, установив крайний и безоговорочный срок - 24.09.2024 года.

Причина жестких требований

Многие суда производят забор балластных вод в одном регионе, а сбрасывают уже в другом. При этом водные микроорганизмы попадают в неприемлемую для них среду обитания. Эту ситуацию называют одной из самых серьезных экологических проблем, связанных с судоходством, наряду с загрязнением вод нефтью и нефтепродуктами и выбросами парниковых газов. По сути, таким образом происходит биологическое загрязнение или даже заражение мирового океана. Чужеродные организмы могут нанести непоправимый ущерб местной окружающей среде и нанести урон рыболовству, аквакультуре, вплоть до угрозы здоровью и жизни местного населения.

До 10 млрд тонн водяного балласта ежегодно ходит по транспортным коридорам мирового океана, насильственно организуя миграцию тысячи чужеродных водных организмов. Например, в Балтийском море были обнаружены ракообразные Cladocera, чья традиционная среда обитания – Черное и Каспийское моря. Эти организмы очень быстро размножаются и доминируют над зоопланктоном, забивают рыболовные сети и тралы. Экосистема нарушена, рыболовная промышленность несет убытки.

А в Новой Зеландии пришлось закрыть целую отрасль, занятую разведением моллюсков и ракообразных. Выращиваемые животные начали потреблять токсичные микроводоросли-динофлагилляты, завезённые в регион, вызывая отравление у людей.

Реакция рынка на нововведения

Несмотря на то, что разговоры об ужесточении правил по управлению балластными водами начались более 10 лет назад, а официально вступили в силу 4 года назад, сопротивление судовладельцев к установке систем не ослабевает. В этом нет ничего удивительного, ведь стоимость оснащения одной единицы флота оборудованием превышает 100 000 евро и требует несколько месяцев для запуска, равное простою (разработка проекта, производство системы, монтаж, обучение команды). Для небольших судоходных компаний это серьезные расходы.

С другой стороны, отсутствие такой системы на борту существенно снижает конкурентоспособность флота, ограничивая район их работы.  Такие суда не допускаются в порты государств, подписавших Конвенцию. Либо, если у них есть формальное право работать без системы, запрет на слив балласта во внутренних водах означает существенное снижение полезной грузоподъёмности судна. А, как следствие, убытки и экономическую неэффективность их эксплуатации.

Какой должна быть система

Ключевым требованием Конвенции «Международной конвенцией о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими» является наличие на судах системы, обеспечивающей обработку балластных вод с тем результатом, чтобы количество вредных организмов в сбрасываемой воде не превышало определенных концентраций (стандарт D-2).

Сами системы представляют из себя комплексы, предназначенные для очистки от речной и морской флоры и фауны забортной воды, используемой для балластировки судна. Эти системы выполняют функцию по сохранению экологического баланса живых организмов в водной среде.

На сегодняшний день самыми распространенными являются два вида систем: системы смешанного типа, которые сочетают в себе принцип фильтрации и УФ-облучение и системы с применением химического принципа обезвреживания – электролиза. В мире производится несколько десятков различных систем управления и обработки балластных вод с разными принципами действия. Но в России таких комплексов не изготавливают, пока известны только разработки.

Подбор системы

Со слов экспертов компании «Кронштадт» выбор СУБВ не зависит от назначения и типа судна. Есть два определяющих фактора – технические характеристики насоса балластных вод, который эксплуатируется на судне, и условно «свободное место» под установку системы. При этом некоторые компании, в том числе наши консультанты из компании «Кронштадт», поставляют системы как в сборе, так и отдельными компонентами.

Есть еще один тип установок системы обработки балластных вод ― комплексы, которые внедряют не на судне, а в порту. Принцип работы такой системы не особо отличается от судового оборудования. Тот же комплекс в контейнерном исполнении размещается и подключается к системам энергоснабжения и трубопроводам на верхней палубе судна или на береговых причальных сооружениях – там, где предполагается ее эксплуатация на открытом воздухе.

Сложности на пути обновления

Помимо высокой стоимости оборудования, и выбора самого принципа работы системы, о которых мы говорили выше, судовладельцы не последнее место отводят системе послепродажного обслуживания оборудования. Есть прямая зависимость от количества и местоположения представительств производителя системы, налаженных связей и региона плавания. Если флот, в основном, работает в регионе Северной Америки, например, то и системы владельцы предпочитают покупать «на месте», так их проще монтировать и обслуживать.

В связи с растущим спросом, вызванным необходимостью соответствовать требования законодательства, растет и предложение.  Системы совершенствуются, основные линейки становятся достаточно универсальными, дорабатывается оборудование с учетом удобства и безопасности эксплуатации комплексов членами экипажей.

Для сокращения времени подбора оборудования специалисты «Кронштадта» сегодня готовы не просто предложить систему исходя из технического задания заказчика, но и осуществляют 3D-сканирование потенциального места установки по результатам которого оперативно формируется 3D-модель, которая автоматически вставляется программу проектирования.

Системы управления балластных вод отличаются и комплектацией. Системы, поставляемые «Кронштадтом», к примеру, включают насос обратной промывки. В большинстве установок также предусмотрена автоматизация работы отдельных компонентов системы. Отдельных ― потому что полная автоматизация на судне не всегда считается самым правильным решением, так как в случае выхода из строя отдельных узлов необходимо иметь ручной дублер, а для эксплуатации в море важен вопрос ремонтопригодности и энергопотребления системы.

Стоит отметить, что комплекс оборудования называют не системами очистки вод, а именно системами управления балластными водами. Это означает, что кроме закупки и установки оборудования на каждом судне индивидуально разрабатываются планы и мероприятия, ведутся журналы, обучается команда, назначаются ответственные. А ответственные органы внимательно следят за соответствием подобной системы управления всем требованиям конвенции и её исполнением.

В связи с огромным вниманием, которое сейчас уделяется вопросам экологии во всех отраслях промышленности, рынок судового «экологического оборудования», не только СУБВ, находится в стадии роста. Нормативное регулирование требует, чтобы СУБВ были в составе любого судна, попадающего под Конвенцию. Уже сейчас ни одно строящееся судно не сходит со стапелей без этих систем. По данным, опубликованным 21.02.2021 авторитетным немецким статистическим порталом, ожидается, что в 2027 году объем мирового рынка обработки балластных вод достигнет 8,9 млрд долларов США. Рост этого рынка отражает рост объемов морской торговли и ужесточение правил, установленных Международной морской организацией в отношении управления балластными водами. Оценки относятся к сегментам химической и физической обработки.

В любом случае, выбор производителя и технологии СУБВ остается за заказчиком. Специалисты компании «Кронштадт» могут предложить любые варианты исходя из исходных технических характеристик системы, регионов эксплуатации судна для эффективного послепродажного обслуживания и уровня платежеспособности клиента. Инженеры «Кронштадта» активно мониторят все новинки в сегменте судового экологического оборудования, анализируют мировой спрос, готовы комплексно оснастить модернизируемое или строящееся судно судовым оборудованием экологического назначения, в том числе для денитрогенизации и десульфуризации выхлопных газов морского применения, обработки мусора на борту, судовых инсинираторов, сепараторов льяльных вод и систем очистки сточных вод.

Остались вопросы? Обращайтесь!

Наши специалисты проконсультируют Вас по интересующей теме

E-mail:
reklama@kron.spb.ru
Телефон:
+7 (812) 441-29-99

Фотографии, чертежи, технические визуализации и схемы оборудования, представленные на сайте https://www.kron.spb.ru/ приведены в качестве примера и могут отличаться от поставляемого оборудования по цвету, элементам дизайна, техническому устройству и комплектации. Некоторые изображения могут содержать дополнительные элементы, не поставляющиеся в базовой комплектации. Технические характеристики представленного на данном сайте оборудования могут отличаться от характеристик поставляемого оборудования и подлежат уточнению в ходе формирования технического задания или коммерческого предложения.