Задумывались ли вы, как капитаны ведут судно сквозь опасные участки возле портов? Ведь они находятся как правило, возле больших городов, поэтому аварии в таких районах легко приводят к экономическим и экологическим катастрофам.
Порт Санкт-Петербурга, например, относится к наиболее сложным по мировым стандартам: в него разрешен заход судов 260 метров длиной и осадкой до 11 метров в условиях узкого канала. Когда условия настолько опасны, а риски высоки, капитанам необходим помощник: лоцман.
Лоцманская служба в России зародилась в 1653 году в Архангельской губернии, когда крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову разрешили проводить к порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли». Позднее, с развитием Петром I флота в России, появились лоцманы в Петербурге и на Черном море: в Батуми, Керчи, Николаеве, Одессе. В 1903 году появились первые лоцманские бригады, а к середине XX века в России существовало уже 7 лоцманских округов.
Сегодня лоцманские службы обслуживают большинство портов и труднодоступных судоходных участков в РФ. Они делятся на частные и государственные. Владелец последних - ФГУП «Росморпорт», представленный в 13 регионах России.
Главная задача лоцмана – лоцманская проводка. Когда судно подходит к трудному участку, капитан запрашивает помощь. Лоцман прибывает, предоставляет четкую и достоверную информацию о состоянии фарватера, и даже может, с разрешения капитана, отдавать приказы рулевому. Однако капитан остается на судне капитаном, и на нём ответственность за все действия команды.
Кроме лоцманов, в прибрежных районах живут и работают люди другой не менее важной профессии - лоцмейстеры. Хотя термин лоцмейстер и созвучен лоцману, не стоит их путать. Лоцмейстеры обслуживают сигнальные буи и другие знаки навигационной обстановки на водных путях, помогают в ликвидации аварий и перевозят необходимое для ориентирования судов оборудование. Для этого используются специальные лоцмейстерские суда.
Пожелаем же успехов тем, кто причастен к несению лоцманской и лоцмейстерской служб! Это нелегкий, но важный для безопасности судоходства труд!
Интересно? Подписывайтесь!