Отечественное судостроение сейчас на подъеме, это объективно. Развивается арктическое направление, реализуется программа «Квоты под киль», строятся сериями танкеры и сухогрузы, исполняется гособоронзаказ. Поставщики судового оборудования – активные игроки рынка, иногда именно от них зависит технологичность проекта и тем более своевременность сдачи судна заказчику. Ярким примером такого участия служит компания «Кронштадт», которая комплектует оборудованием различного назначения практически все строящиеся сегодня гражданские суда в стране.
Генеральный директор компании «Кронштадт» Андрей Зарафьянц рассказал в интервью газете «Морские Вести России» об особенностях деятельности компании, рынках и тенденциях, влиянии пандемии, реализуемых и перспективных проектах, собственном производстве, импортозамещении в судостроении и судоремонте.
«МВР»: Андрей, расскажите, чем занимается компания «Кронштадт».
А. Зарафьянц: Отвечу емко и кратко: «Кронштадт» всю жизнь решает сложные задачи заказчиков. Мы помогаем находить уникальные технологические решения, эксклюзивное оборудование, проектные институты, лучших исполнителей и производителей. Это касается всех отраслей, где мы работаем: в судостроении, с портами и терминалами, на нефтегазовом рынке, причем не только по добыче и по переработке, но и транспортировке сырья, в химической, горно-металлургической отраслях.
Наш основной принцип – клиентоориентированность: мы всегда играем с заказчиками в одной команде.
Если есть определенный технологический процесс, который нужно улучшить, мы подбираем решения. Причем работаем не только над техникой, но и оптимальными ценами и сроками. Сейчас заказчики уделяют особое внимание импортозамещению, мы делаем предложения с учетом этого фактора. Или задача по поиску уникальных комплектующих (ЗИП) на дорогостоящее иностранное оборудование. Иногда происходит так, что производители ушли с рынка или были поглощены, но мы находим техническую документацию/чертежи и делаем поставку для заказчика. Это позволяет заказчику провести ремонт вместо замены узла. Это, повторюсь, касается всех отраслей, в которых работаем.
Отмечу тенденцию последних лет: «Кронштадт» очень активно включился в экологическую тему. Не скрою, что где-то нас подтолкнул рынок, ужесточение нормативно-правового поля как в сфере судостроения, так и промышленности в целом. Например, сейчас в обязательном порядке на новых судах и в рамках модернизации флота требуется установка систем очистки балластных вод. Наша компания совместно с корейским партнером Panasia комплектует все суда проекта RSD59, строящиеся сейчас в России, такими системами. Проработка ответственных заказов начинается задолго до закладки судов. Сначала прорабатывается «техника» совместно с проектантом и производителем оборудования, потом подключается верфь. «Кронштадт» сопровождает заказ на всех этапах, включая гарантийное и послегарантийное обслуживание.
Есть еще одно перспективное направление – поставки оборудования ЛАРН (комплексы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов). У нас уже есть успешно реализованные проекты как с портами, так и с судостроительными заводами. И сейчас в проработке находятся запросы на поставку комплексов.
Что касается общепромышленного направления, то в нашем экологическом ассортименте есть интересное решение по контролю выбросов в атмосферу. Государство ввело норму, по которой все трубы, выбрасывающие что-либо в атмосферу, должны быть «оприборены». Замечу, что тот набор КИП, который ставится на трубы, работает как очень сложная и интересная система. «Кронштадт» в партнерстве с российским производителем является поставщиком такого комплекса. Есть успешный опыт внесения наших решений в проекты, сейчас мы заняты реализацией заказа для одного из наших ключевых партнеров.
«МВР»: Очевидно, что направлений деятельности у «Кронштадта» много. Однако хочется понять, в каких пропорциях они существуют в рамках общего портфеля заказов. Сколько процентов занимает морское направление?
А. Зарафьянц: Если рассматривать в структуре выручки, то все зависит от того, какие серии судов строятся и какое количество морских проектов реализуется, потому что мы работаем не только в судостроении, но и на рынке гидротехнических сооружений. Грубо говоря, пропорции между морским и сухопутным направлениями составляют 60 на 40, иногда это бывает 50 на 50, есть определенная корреляция от общей конъюнктуры рынка. Однако это позволяет спокойнее проходить колебания экономической активности (экономические циклы).
Сейчас многие говорят, что сложные времена идут, кризис. Я же наоборот считаю, что это время для поиска новых возможностей. Если зайти на сайт компании в раздел вакансий, то станет видно, каких специалистов и в каких отраслях мы ищем. В настоящее время идет активный набор персонала, потому что понимаем, что останавливаться на достигнутом нельзя. Для меня интереснее вопрос не о том, где у нас больше бизнеса – в море или на суше, а о том, где бы мы хотели прирасти новыми проектами.
Сейчас компания развивается органично: ищем новых сотрудников как на «сушу», так и в морское направление. Сделаю акцент на том, что все наши специалисты имеют профильное образование и соответствующую экспертность, это позволяет нам качественно отвечать на запросы партнеров, разговаривать с ними на одном языке. Сотрудники техотдела не просто предлагают те или иные продукты/решения, они понимают, как работают механизмы, они знают, какие решения оптимально удовлетворят запросы КБ по характеристикам, качеству и цене.
«МВР»: О том, что кризис – время для возможностей, можно дискутировать долго. Об этом говорят, когда наступает сложное время. И выходит, что по итогу мало кому удается эти возможности найти и реализовать.
А. Зарафьянц: Не буду отрицать совершенно очевидные вещи, что у всех падает выручка, падают обороты, потому что заказчики сократили инвестпрограммы. Если раньше клиент выбирал из оборудования класса А+, то сейчас спрашивает: а можно ли сэкономить не в ущерб качеству?
Это тяжелая задача – разглядеть перспективы, когда всем трудно. Мы не говорим, что сложностей нет, все видят, что происходит на валютных рынках. Понимаем, что по части контрактной базы у нас есть закупки в валюте, а продажи в рублях. Это тяжелая нагрузка на компанию. Но надо помнить, что все сложные моменты пройдут, и нужно двигаться дальше, необходимо быть именно готовым к развитию после падения.
«МВР»: Расскажите о ваших успешных проектах и тех, что сейчас реализуются в отрасли.
А. Зарафьянц: Для меня всегда сложно отвечать на общий вопрос о реализованных проектах. К каждой встрече и презентации всегда готовимся индивидуально, ведь судостроительным предприятиям важно услышать одни успехи, поставщикам другие. Если интересно все и в общем, можно заглянуть на наш сайт, там ведем блок реализованных проектов – он наглядно показывает нашу работу практически со дня основания. Если говорить о структуре заказов, то мы находимся в мейкерс-листе практически каждого коммерческого проекта, реализуемого на верфях. Мы хорошо знакомы с российской стратегией по развитию судостроения до 2035 года, проработка проектов начинается задолго до закладки судна.
Возвращаясь к сути вопроса, пожалуй, правильнее рассказывать о реализованных проектах через призму судовых систем. Для новых «пассажиров» «Кронштадт» вместе с зарубежными коллегами поставлял эвакуационные комплексы, для нас это очень важно и ответственно, так как безопасность пассажиров превыше всего.
Компания участвует в масштабной программе «Квоты под киль». Достаточно много технических решений приходит от иностранных проектантов, которые уделяют особое внимание качеству и надежности систем. Мы очень рады поддержке нашего партнера – компании Desmi в реализации совместных поставок насосов на строящийся рыбопромысловый флот России.
Еще одно интересное направление – строительство оффшорных платформ. Часть нашего оборудования уже заложена в проект. «Кронштадт» гордится успешной работой в этом сегменте. Например, для «Лукойла» поставляли промышленные насосы. Адаптировали решения из судостроения для платформы «Газпром нефти» «Приразломная» – разработали и поставили систему очистки сточных вод.
Одним из ярких проектов можно считать атомоход «Арктика», где с нашим участием установлены краны компании Melcal. Более того, это оборудование будет установлено на всей серии ледоколов 22220. Мы очень горды тем, что флагман серии успешно прошёл испытания и был принят заказчиком.
Сейчас вообще много проектов, связанных с Арктикой, низкими температурами, особенностями эксплуатации. К примеру, ЛСП «Северный полюс», строящаяся на стапелях «Адмиралтейских верфей». В настоящее время завершены работы по сборке разработанного специально для проекта 00903 модульного агрегата для получения пресной воды из снега и льда. Установка российского производства. Большая ответственность и еще одна гордость для нашего коллектива. Также совместно с Melcal на «Северный полюс» поставляем грузоподъемное оборудование.
Мы работаем с верфями ОСК, с холдингом «АК БАРС», с концерном «Калашников», с «Пеллой», взаимодействуем с ССК «Звезда», СЗ «Волга», Жатайской судоверфью. Боюсь не упомянуть кого-то из наших партнеров, поэтому отмечу, что для нас каждый заказчик очень важен. Большое внимание уделяем развитию отношений с судоремонтными предприятиями, принимая во внимание большой жизненный цикл судов. Судоремонт выступает перспективным направлением, так как все новые суда завтра потребуют обслуживания.
«МВР»: У вас есть собственное производство. Планируете ли расширять номенклатуру производимой продукции? Приглядываетесь ли к локализации какого-то оборудования на территории России?
А. Зарафьянц: В рамках партнерства с ОСК подписали меморандум о локализации части судового оборудования и уверенно двигаемся в этом направлении, несмотря на распространение COVID-19.
«Кронштадт» будет наращивать номенклатуру, но не для того, чтобы просто заявить об этом, а для того, чтобы дать экономический эффект для заказчика. Так сможем предложить партнерам не только качественную продукцию, но и оперативную комплексную поставку, упрощенное предоставление документации на оборудование.
Если в прошлом «Кронштадт» был направлен на импорт, то сейчас плотно общаемся с российскими заводами-производителями. И чем больше обмениваемся информацией, тем больше наблюдаю следующее: есть производители, которые работают с ГОЗ, но не всегда имеют ресурсы для работы с гражданскими заказами. Наша компания готова оказывать содействие таким предприятиям, продвигать и монетизировать их квалифицированный инженерно-технический потенциал, наше объединение усилий облегчит включение производимой продукции в мейкерс-листы, а значит, значительно увеличит шансы на участие в реальных проектах.
У меня проходит минимум две встречи в неделю с руководителями заводов-производителей, где находим точки соприкосновения, совместно понимаем, где, на каких этапах можем быть полезны друг другу, договариваемся о форматах взаимодействия. «Кронштадт» открыт к диалогу с российскими предприятиями: все, что нужно, – это заполнить форму на нашем сайте, и мы обязательно найдем точки взаимодействия.
Через призму опыта в автобизнесе вижу, как за последние годы изменился парк и само качество автомобилей на дорогах. Сейчас большая часть машин собрана в России, причем это техника разного класса – как по сферам применения (легковые/коммерческие), так и по ценовому позиционированию (бюджетные/премиальные). Видно, что запущенная Минпромторгом программа сработала в автомобильной промышленности, значит, она явно сработает и в судостроении. Если рассматривать достижения в космической отрасли, военном оборудовании, то очевидно, что у нас очень сильные инженерные умы, высокая культура производства, мы производим уникальное оборудование. В России есть все, иногда не хватает только смелости для решительных нестандартных действий.
«МВР»: Недавно Минпромторг представил редакцию 719-го постановления в части, которая касается судостроения. Там идет речь о балльной системе отрасли. Внутри постановления есть направление, связанное с локализацией оборудования и импортозамещением. Расскажите, как вы оцениваете это нововведение? Что думаете насчет такой системы?
А. Зарафьянц: Государство должно работать над тем, чтобы рос валовой внутренний продукт, и оно автоматически будет поддерживать своих производителей. Это правильно с фундаментальной точки зрения. На мой взгляд, нормативные ограничения должны дать толчок развитию российской промышленности. Но очень важно соблюдать баланс. Даже Владимир Владимирович Путин отмечал необходимость разумного баланса при импортозамещении. Речь о массовом выпуске качественной отечественной продукции по приемлемой, экономически обоснованной цене. Причем продукции, способной на равных конкурировать с зарубежными аналогами как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Остается только найти компромисс между массовым выпуском и уникальностью каждого проекта, а следовательно, и оборудования в судостроении.
Мы уже затрагивали автомобилестроение. К нам пришли не просто сборочные предприятия, вместе с собой они привели цепочку поставщиков, которые действительно локализовали производство оборудования в нашей стране. Да, документация зачастую разработана за рубежом, но производство ведется в РФ, а, следовательно, закупка комплектующих, налоговые отчисления, выплаты заработных плат происходят в России. Это правильная тенденция, но очень важно не перегнуть палку.
В этом контексте расскажу о нашем партнерстве с компанией «Промышленные компоненты КАМАЗ», структурой ПАО «КАМАЗ», отвечающей за новые направления деятельности холдинга. Мы вместе запустили проект продвижения судовых двигателей бренда Baudouin, производство которых локализовано на территории РФ российским предприятием «KAMAЗ WEICHAI». Опыт и репутация «Кронштадта» на рынке российского судостроения позволит упростить продвижение продукта. Презентация оборудования готовится исходя из наших знаний о потребностях проектантов, анализа перспективных и строящихся судов. Бренд Baudouin давно заслужил авторитет на рынке мирового судового двигателестроения. Качество производства «КАМАЗ WEICHAI» также не вызывает ни у кого сомнений. Партнерство с таким сплавом уважаемых международных брендов для «Кронштадта» огромная честь. С августа мы активно развиваем это сотрудничество. А политика государства, поддерживающая развитие производств на территории РФ, нам только помогает.
Наша компания решает стратегическую задачу. Она заключается в том, что мы участвуем в процессе локализации как с привлечением иностранных производителей, которым помогаем локализовать производство, так и путем кооперации с российскими игроками.
Что касается балльной системы, то для меня самое главное, чтобы мы не наступили на свои же грабли. Если в какой-то момент заказчикам будет требоваться максимальное количество баллов, и они будут ограничиваться минимальным количеством поставщиков, то это неизбежно приведет к ограничению конкуренции, а следовательно, к росту цены. Я за разумный компромисс.
«МВР»: Куда движется ваш рынок? Какие наблюдаются тенденции?
А. Зарафьянц: Рынок поставщиков меняется вместе с рынком судостроения. Понятно, что сейчас растет роль компаний, которые делают ставку на отечественных производителей. Понимаем, что будущее за разумным балансом между импортом и локальным производством.
Сейчас меняются правила игры – авансы стали меньше, везде требуются банковские гарантии. Такая тенденция связана с тем, что все больший процент оплаты переходит на срок сдачи судна конечному заказчику. Если поставщик или производитель, даже в ГОЗ, работает с уровнем наценки в 20%, а размер финальных платежей от заказчика достигает 25% (причем они могут растягиваться на несколько лет), то получается, что завод отработал, сделал поставку и лишь компенсировал затраты. Закупка оборудования, переоснащение производства, возможность развития новых продуктов могут быть отложены в связи с такими кассовыми разрывами.
Безусловно, 223-ФЗ стимулирует к тому, чтобы участники давали минимальные цены, и мы видим, что проектные институты на одну позицию рекомендуют двух-трех производителей, чтобы устраивать тендерную борьбу. Она ведет к снижению стоимости, что очень хорошо для заказчиков. Важно, чтобы при снижении стоимости не страдало качество продукции.
«МВР»: Вы молодой генеральный директор компании «Кронштадт», занимаете должность относительно недавно. Что изменилось с вашим приходом? Какими методами пользуетесь и принципами руководствуетесь при управлении компанией?
А. Зарафьянц: Категорически не согласен с принципом: «чтобы построить что-то новое, нужно разрушить старое». Мне ближе слова Сократа: «Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым». Нужно двигаться вперед, но при этом успешно работающие инструменты продолжать использовать. Я за эволюцию и выстраивание внутри группы новых направлений, дополняющих друг друга.
Очень дорожу репутацией и коллективом. Порядочность – это базовая ценность не только моя, но и «Кронштадта». Говорю и о взаимоотношениях внутри коллектива и в отношениях с заказчиками и партнерами. Для меня важен опыт наших сотрудников, которые прекрасно знают свое направление, конкурентов, заказчиков, разбираются в технике и смотрят в будущее. Для них качество продукции, срок исполнения являются не праздными словами.
Я пришел в успешную компанию и знаю наши сильные стороны. И вижу, каким образом их можно сделать лучше. Активно работаем над нашей системой управления проектами. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Мы активно мониторим, оцениваем, прорабатываем все новости с «полей» промышленности. Активно участвуем во всех отраслевых конференциях, выпускаем два информационных дайджеста: морской и индустриальный, – все это позволяет мне, генеральному директору, акционерам и сотрудникам быть «в теме», владеть актуальной информацией, которая, порой, помогает принимать важные стратегические и тактические решения.
«МВР»: Расскажите о планах компании на ближайшие пять лет.
А. Зарафьянц: Во время пандемии появилась возможность для аналитики прошлых периодов, для того, чтобы понять, в каких проектах мы были более успешны; определить места, требующие особого внимания; найти те наработки, которые потенциально могут стать точками роста в будущем. Мы постоянно ищем перспективные направления, которые будут востребованы у наших заказчиков.
Буквально через несколько месяцев «Кронштадт» предложит рынку продукт, который связан с сервисным обслуживанием и восстановительным ремонтом агрегатов, для всех отраслей промышленности. У клиентов всегда есть выбор: купить что-то новое или отремонтировать старое. Вопрос только цены как самого оборудования, так и простоя. «Кронштадт» придумал решение, способное помочь избежать дорогостоящей агрегатной или компонентной замены. Но сохраним пока интригу...
С большим вниманием смотрим как на внутренний рынок, так и на ближнее зарубежье. Известно, что российские предприятия могут производить широкую гамму оборудования. А партнеры из соседних стран отдают предпочтение импорту. Уверены, наша компания со своим опытом может быть полезной в продвижении российских брендов за рубеж.
В планах на ближайшее будущее – развитие производства и расширение номенклатуры производимой продукции, увеличение штата сотрудников, в первую очередь, в техническом департаменте, конструкторов и профильных специалистов, которые могут разобраться, как работает оборудование, донести технические преимущества тех или иных позиций заказчикам. Нам интересно осуществлять не только поставку, но и работать над документацией – это неотъемлемая часть предприятия полного цикла.
Также есть понимание необходимости постоянного присутствия в регионах работы «Кронштадта», поэтому ищем таких представителей. Видим большой потенциал в человеческом ресурсе. Процесс поиска профессионалов не останавливается даже сейчас.
В конце мне бы хотелось обратиться к коллегам, ко всем представителям бизнеса и промышленности. Безусловно, 2020-й стал для всех нас годом неопределенности, по мнению многих ученых, самым глобальным стрессом для общества со времени Второй мировой войны. Но, коллеги, одновременно 2020 год – это вызов. Сможем ли аккумулировать наш потенциал для того, чтобы преодолеть этот барьер, сможем ли посмотреть под другим углом на происходящие события и найти точки роста, сможем ли преодолеть панику и расширить свой потенциал? Мы смогли! Как отдельная команда компании «Кронштадт», как отдельные отрасли экономики, как российская промышленность в целом. Значит, нас ждет впереди интересное время развития. Уверен в этом и желаю коллегам уверенности в будущем росте!
«МВР»: Спасибо, что нашли время для интервью! Удачи «Кронштадту».
Интервью вел специальный корреспондент Кирилл Воловик
Фото: компания "Кронштадт"
Компания "КАМАЗ"
Остались вопросы? Обращайтесь!
Наши специалисты проконсультируют Вас по интересующей теме
Фотографии, чертежи, технические визуализации и схемы оборудования, представленные на сайте https://www.kron.spb.ru/ приведены в качестве примера и могут отличаться от поставляемого оборудования по цвету, элементам дизайна, техническому устройству и комплектации. Некоторые изображения могут содержать дополнительные элементы, не поставляющиеся в базовой комплектации. Технические характеристики представленного на данном сайте оборудования могут отличаться от характеристик поставляемого оборудования и подлежат уточнению в ходе формирования технического задания или коммерческого предложения.